воскресенье, 21 октября 2012 г.

Кризис 3-х лет у ребенка: кто виноват и что делать?

Решила написать наконец о чем-нить действительно полезном, а тема животрепещущая как для меня, так и для многих моих читательниц, как я поняла. Поэтому я подсобрала материала и делюсь им с вами.
Кто виноват?
А никто не виноват. И если бабушки/дедушки/друзья/соседи говорят вам, что ваш ребенок стал невыносимым капризулей, а "ты была совсем не такая, а спокойная и послушная...да кто его воспитывает вообще...вы его разбаловали", то скорей всего они просто забыли/не знают, что такое кризис трехлетнего возраста. А потому морозят чепуху.
Нам же, мамочкам, нужно вбить себе в башку, что
эта зараза - преходящая, ее нужно просто правильно пережить, хоть у меня лично не всегда на это хватает нервов. Но! Учтите, что мальцу приходится еще хуже, чем родителям, потому что он не понимает, что с ним происходит и тоже переживает из-за своих же капризов. Просто в определенный момент своей жизни дите приходит к осознанию, что оно может влиять на окружающий его мир. А раньше ведь не могло! И теперь ему хочется испытать, как далеко можно зайти в этом влиянии.
Базируется кризис трех лет у ребенка на семи "столпах", на которые счастливые обладательницы  трехлетних и околотрехлетних детей уже вероятней всего наткнулись:

  • негативизм - чадо делает все наперекор взрослому, даже если сам хочет того же, что ему предлагают. "Леша, садись кушать. - НЕ ХАЧУ!!!" (хотя аппетит уже плотно нагулян и в животике урчит на всю Ивановскую);
  • упрямство - если уж что-то прешил - хрен переубедишь, будет стоять на своем вплоть до истерики и наказаний. Хочет, чтобы к его мнению прислушивались. "Мама, дай вилочку! - Солнышко, это пюре, его едят ложкой. - ДАЙ ВИЛОЧКУ!!!"
  • строптивость - по сути те же яйца, что и негативизм, только в более общем понимании. Парнишка/девчонка выступает против абсолютно всего, что предлагает взрослый. Просто так. Но с истерикой.
  • своеволие - похоже на упрямство, но с поправкой на желание быть самостоятельным. "Я сам!" становится одной из главных фраз в его лексиконе. Даже если то, что он хочет делать сам, ему не по силам и не по возрасту. "Леша, не трогай пожалуйста клавиатуру, будешь печатать, когда подрастешь, а сейчас пока нельзя. - МАМАЧКА, Я РАБОТАЮ!!!"
  • обесценивание - ну тут все понятно, да? Игрушки быстро надоедают, даже самые новые и интересные. Мама и папа становятся плохими, когда чего-то не позволяют. Обиженным ребенком рвутся даже самые любимые книжки.
  • протест-бунт. Это умное выражение из психологии значит, что чадо все время воюет с окружающими его взрослыми, причем специально. Он восстает против системы, как тот мальчик с плаката вконтакте "Папа заставляет кушать кашу!". "Зайчик, зачем ты снял тапочки? В квартире уже холодно, нужно надеть тапочки. - НЕ ХАЧУ!!! - Леша, надень! - тапочки летят в маму/папу/другой конец комнаты..."
  • деспотизм. Маленький засранец человечек пытается командовать взрослыми. "Мама, сядь на диван, будем смотреть ежика! - Лешенька, мне надо вымыть посуду. - МАМА,СЯДЬ!!! АААА!!!"

Что делать?
В первую очередь, держать себя в руках. Опять-таки, проштудировав Гугль, я вычленила несколько полезных советов, как себя вести родителям. Сведу к трем основным пунктам, которые я лично буду применять на практике.
Короче, изначально нужно принять тот факт, что ребенок проходит одну из стадий взросления, а взросление, как все понимают, подразумевает самостоятельность. Итак.

  1. Вести себя с ребенком нужно как со взрослым - спрашивать разрешения, если берете его игрушки, благодарить, если он вам помог (в силу его возможностей). Не приказывать "Иди кушать", на горшок или куда там мы их обычно посылаем, а спрашивать "Будешь кушать?", "Будешь есть картошку или кашу?". Помягче, в общем.
  2. В детские дела не лезть - хочет рисовать сам, пусть рисует сам, хоть и бурду какую-то. Захочет, чтобы вы помогли - позовет. Единственное, в чем нужно быть непреклонными - это в вопросах, касающихся безопасности.
  3. Если истерика все же началась (а такое будет неоднократно, я думаю), нужно просто переждать, пока буян-буян утихнет и смирится со своей участью. После чего объясняем спокойно отпрыску, почему нельзя было сделать так, как он возжелал
И еще одно - не забывайте хвалить ваше "золотко", особенно когда оно сделает что-нибудь хорошо и правильно. Это обязательное условие для создания в его маленькой голове положительного образа себя:)

4 комментария:

  1. О да, плюсую везде! У нас только никак не получается играть самостоятельно, обязательно надо, чтобы мама что-то делала, причем если сначала вместе начинаем, то продолжаю уже только я и попробуй остановиться - истерика неминуема. Ну а если уж истерика без особого повода, Кирилл отправляется в комнату (в последнее время сам же туда и убегает), там успокаивается и выходит безмятежно спокойный со словами: "Всё, я не плачу". Ну и после этого мы повторяем наш "список-нельзя")

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. круто, что убегает в свою комнату и сам успокаивается. У меня Лешка будет дергать меня за ноги-за руки, тянуть за одежду и ходить за мной до тех пор, пока не сменит гнев на милость. Или пока не будет шлепнут по мягкому, хотя я, конечно, и стараюсь сдерживаться.

      Удалить
  2. АААА это как раз моя история!! У меня иногда сил никаких не хватает. Настолько ребенок идет в отрицание,и если раньше помогала идти от противного,то сейчас она отказывается.Но терплю по мере возможности.
    Я еще прочитала что то как сейчас ведут себя дети,также и в подростковом кризисе будут вести себя. Так что готовимся)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. у нас те же пироги! да уж, как представлю, что этот ребенок будет вытворять, став подростком, вообще в ступор впадаю. "Спокойствие, только спокойствие...":)

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...